кристина кисличенко
КРЕАТОР В АВАНГАРДЕ
Этюд, посвященный организации арт-выставки.
Действующие лица:
Роман - молодой креатор, впечатлительный юноша.
Куратор - куратор предстоящей выставки, женщина средних лет в классическом образе.
Девушка - стильная посетительница музея.
Директор спорт-центра - мужчина средних лет.
ГЗС (голос за сценой)

Место действия: музей.
ГЗС: Креатор Роман старается покинуть зал, опасаясь привлечь внимание посетителей музея. Каждый их взгляд повергает его в ужас, а каждое движение – в панику. Озираясь по сторонам, Роман набирается смелости и решительно выбегает на улицу.

За час до этого.

Куратор: Роман, добрый день! Спасибо, что нашли время. А времени у нас, кстати, совсем немного. Мы хотели бы пригласить Вас к сотрудничеству. Сейчас готовится выставку, посвящённую авангарду. Ну, думаю, Вы представляете все эти традиционные отзывы: «Мазню видел, а где искусство?», «Да я так тоже могу, даже лучше, верните деньги за билет!»…

Роман: Представляю… (кивает и улыбается)

ГЗС: Обычно Роман и писал такте отзывы. Но, как говорится, клин клином вышибают.

Куратор: Так вот, есть интересная творческая задача – представить авангард как-то по-новому, в ногу с нашим временем, выходя за рамки традиционных подходов…

Современный посетитель, он ведь, знаете, какой: по-хорошему избалованный, ожидающий какого-то интерактива, открытый ко взаимодействию и сотворчеству. Надо придумать для него какие-то креативные фишки. Вот такой запрос.

Вот список экспонатов, которые к нам приедут. Сейчас перерыв на обед, Вы пока тут погуляйте, подумайте, а потом обсудим.

ГЗС: Креатор Роман поспешил вдохновиться текущей экспозицией. Первым, что его восхитило, стала посетительница в длинном чёрном платье, стоящая перед одной из картин.

В ее волосах побрякивали украшения с колокольчиками, а на открытой спине виднелась татуировка с надписью: «смысл искусства — раскрытие духовного значения мира».

Роман обошёл зал по периметру, записывая возникающие по ходу идеи, а девушка продолжала неподвижно стоять на том же месте.

Роман: Извините, я заметил, Вы здесь уже так долго стоите.

Девушка: А я, знаете, люблю постоять перед работой часик-другой.

Роман: А что, у Вас очень нервная работа?

Девушка: Да я имела в виду, перед картиной. Перед картиной постоять часик-другой.

Роман (про себя): Ну тут мы с ней вместе посмеялись… а дальше беседа пошла как по маслу… я бы даже сказал… потекла как по акварели.

Девушка: Вы слышите эту музыку?

Роман: Да уж, телефоны могли бы и отключить.

Девушка: Нет-нет, эту музыку… (указывает на полотно Кандинского).

Роман: Ааа… Да-да, кажется, что-то поскрипывает. Примерно как то, что я исполнял на подарке-впечатление «Пробный урок игры на скрипке».

Девушка: Правда? Ну, значит, у Вас красиво получалось. Видимо, у Вас талант.

А вы часто думаете о будущем?

Роман: Постоянно.

Девушка: Знаете, любить – это смотреть в одном направлении. И если Вы тоже смотрите в будущее, как и авангардисты, значит это любовь.

Разговор прерывает Куратор, подзывая Романа.

Куратор: Роман, ну как, получилось что-нибудь придумать?

Роман: Да, я вот тут записал некоторые мысли.

Во-первых, для картины с Машковым и Кончаловским. Так как автор хотел передать идею внимания к красоте своего тела и изобразил на полу спортивные гири, предлагаю поставить перед полотном реальные гири, чтоб посетители могли с ними взаимодействовать.

Во-вторых, для «Прогулки» Шагала: делаем дополнительную фотозону, повторяющую композицию картины, только сам Шагал на ней изображён, а место его парящей в воздухе спутницы пустует. И подставляем маленький переносной батут. Чтоб каждая желающая девушка могла подпрыгнуть на нем, ощутить полёт как метафору счастья и свободы и сделать эффектное фото на память.

А ещё для «Зелёной полосы» Розановой. Глядя на зелёную полосу на белом фоне, многие, действительно, говорят «я тоже так могу». Ну и отлично, ставим рядом стол с горой белых стикеров и зелёных маркёров, и пусть повторяют на здоровье. Посетители и рисуют, и смотрят экспресс-видео о том, в чем была новизна картины для своего времени.

ГЗС: Куратор слушает Романа, напряжённо перебирая пальцами рук (и, возможно, ног).

Куратор: Роман… знаете, я, наверно, все-таки не до конца точно описала задачу.

Понимаете, современный посетитель музеев, он ведь не так прост.
Вот положим мы на стол бумажные стикеры и маркёры. Через час ничего не останется. Современный посетитель - это расхититель и варвар.

Вот поставим мы батут и гири. Гирями надорвутся. На батуте подпрыгнут так, что потолок расшибут.
Современный посетитель - это же вандал и монстр.

Вот уберём мы из композиции «Прогулки» жену Шагала… на нас же тут же в комитет жалобу напишут за разрушение семейных ценностей. Современные посетители - это ещё те демоны и вурдалаки. Вы не представляете, сколько крови они у нас выпивают.

Так что, спасибо за попытку, но мы, наверно, лучше по классике (уходит).

ГЗС: Креатор Роман остался под сильным впечатлением от рассказа куратора про монстров и вурдалаков.
Он старается покинуть зал, опасаясь привлечь внимание посетителей музея. Каждый их взгляд повергает его в ужас, а каждое движение - в панику. Озираясь по сторонам, Роман набирается смелости и решительно выбегает на улицу.

Там он встречает директора спорт-центра, с которым успешно сотрудничал ранее.

Директор спорт-центра: О, Роман, рад Вас видеть! Над каким проектом работаете сейчас?

Роман: Да, к сожалению, не над каким.
Вот, разве что, наброски (показывает наброски).

Директор спорт-центра: О, поставить гири перед картиной с гирями - это же отличная идея. А давайте, мы ее себе в работу возьмём.

Современный посетитель, он же знаете какой…

Роман: Не надо, не надо, не рассказывайте, я хочу хотя бы к вам продолжать ходить спокойно.
А авангард я Вам от души рекомендую.

Директор спорт-центра: Работаем!
Made on
Tilda