ГЗС: Креатор Роман старается покинуть зал, опасаясь привлечь внимание посетителей музея. Каждый их взгляд повергает его в ужас, а каждое движение – в панику. Озираясь по сторонам, Роман набирается смелости и решительно выбегает на улицу.
За час до этого.
Куратор: Роман, добрый день! Спасибо, что нашли время. А времени у нас, кстати, совсем немного. Мы хотели бы пригласить Вас к сотрудничеству. Сейчас готовится выставку, посвящённую авангарду. Ну, думаю, Вы представляете все эти традиционные отзывы: «Мазню видел, а где искусство?», «Да я так тоже могу, даже лучше, верните деньги за билет!»…
Роман: Представляю… (кивает и улыбается)
ГЗС: Обычно Роман и писал такте отзывы. Но, как говорится, клин клином вышибают.
Куратор: Так вот, есть интересная творческая задача – представить авангард как-то по-новому, в ногу с нашим временем, выходя за рамки традиционных подходов…
Современный посетитель, он ведь, знаете, какой: по-хорошему избалованный, ожидающий какого-то интерактива, открытый ко взаимодействию и сотворчеству. Надо придумать для него какие-то креативные фишки. Вот такой запрос.
Вот список экспонатов, которые к нам приедут. Сейчас перерыв на обед, Вы пока тут погуляйте, подумайте, а потом обсудим.
ГЗС: Креатор Роман поспешил вдохновиться текущей экспозицией. Первым, что его восхитило, стала посетительница в длинном чёрном платье, стоящая перед одной из картин.
В ее волосах побрякивали украшения с колокольчиками, а на открытой спине виднелась татуировка с надписью: «смысл искусства — раскрытие духовного значения мира».
Роман обошёл зал по периметру, записывая возникающие по ходу идеи, а девушка продолжала неподвижно стоять на том же месте.
Роман: Извините, я заметил, Вы здесь уже так долго стоите.
Девушка: А я, знаете, люблю постоять перед работой часик-другой.
Роман: А что, у Вас очень нервная работа?
Девушка: Да я имела в виду, перед картиной. Перед картиной постоять часик-другой.
Роман (про себя): Ну тут мы с ней вместе посмеялись… а дальше беседа пошла как по маслу… я бы даже сказал… потекла как по акварели.
Девушка: Вы слышите эту музыку?
Роман: Да уж, телефоны могли бы и отключить.
Девушка: Нет-нет, эту музыку… (указывает на полотно Кандинского).
Роман: Ааа… Да-да, кажется, что-то поскрипывает. Примерно как то, что я исполнял на подарке-впечатление «Пробный урок игры на скрипке».
Девушка: Правда? Ну, значит, у Вас красиво получалось. Видимо, у Вас талант.
А вы часто думаете о будущем?
Роман: Постоянно.
Девушка: Знаете, любить – это смотреть в одном направлении. И если Вы тоже смотрите в будущее, как и авангардисты, значит это любовь.
Разговор прерывает Куратор, подзывая Романа.
Куратор: Роман, ну как, получилось что-нибудь придумать?
Роман: Да, я вот тут записал некоторые мысли.
Во-первых, для картины с Машковым и Кончаловским. Так как автор хотел передать идею внимания к красоте своего тела и изобразил на полу спортивные гири, предлагаю поставить перед полотном реальные гири, чтоб посетители могли с ними взаимодействовать.
Во-вторых, для «Прогулки» Шагала: делаем дополнительную фотозону, повторяющую композицию картины, только сам Шагал на ней изображён, а место его парящей в воздухе спутницы пустует. И подставляем маленький переносной батут. Чтоб каждая желающая девушка могла подпрыгнуть на нем, ощутить полёт как метафору счастья и свободы и сделать эффектное фото на память.
А ещё для «Зелёной полосы» Розановой. Глядя на зелёную полосу на белом фоне, многие, действительно, говорят «я тоже так могу». Ну и отлично, ставим рядом стол с горой белых стикеров и зелёных маркёров, и пусть повторяют на здоровье. Посетители и рисуют, и смотрят экспресс-видео о том, в чем была новизна картины для своего времени.
ГЗС: Куратор слушает Романа, напряжённо перебирая пальцами рук (и, возможно, ног).
Куратор: Роман… знаете, я, наверно, все-таки не до конца точно описала задачу.
Понимаете, современный посетитель музеев, он ведь не так прост.
Вот положим мы на стол бумажные стикеры и маркёры. Через час ничего не останется. Современный посетитель - это расхититель и варвар.
Вот поставим мы батут и гири. Гирями надорвутся. На батуте подпрыгнут так, что потолок расшибут.
Современный посетитель - это же вандал и монстр.
Вот уберём мы из композиции «Прогулки» жену Шагала… на нас же тут же в комитет жалобу напишут за разрушение семейных ценностей. Современные посетители - это ещё те демоны и вурдалаки. Вы не представляете, сколько крови они у нас выпивают.
Так что, спасибо за попытку, но мы, наверно, лучше по классике (уходит).
ГЗС: Креатор Роман остался под сильным впечатлением от рассказа куратора про монстров и вурдалаков.
Он старается покинуть зал, опасаясь привлечь внимание посетителей музея. Каждый их взгляд повергает его в ужас, а каждое движение - в панику. Озираясь по сторонам, Роман набирается смелости и решительно выбегает на улицу.
Там он встречает директора спорт-центра, с которым успешно сотрудничал ранее.
Директор спорт-центра: О, Роман, рад Вас видеть! Над каким проектом работаете сейчас?
Роман: Да, к сожалению, не над каким.
Вот, разве что, наброски (показывает наброски).
Директор спорт-центра: О, поставить гири перед картиной с гирями - это же отличная идея. А давайте, мы ее себе в работу возьмём.
Современный посетитель, он же знаете какой…
Роман: Не надо, не надо, не рассказывайте, я хочу хотя бы к вам продолжать ходить спокойно.
А авангард я Вам от души рекомендую.
Директор спорт-центра: Работаем!