Креативность для инноватора образования
краткое изложение

На слайде представлен лишь краткий перечень задач с управлением креативностью в образовательной организации. На очной лекции он дополняется примерами в дискуссии с аудиторией.
Мы часто слышим словосочетание «развитие креативности», но креативный потенциал может работать как на пользу, так и во вред своему обладателю.
Поэтому мы будем учиться именно управлять своей креативностью с помощью инструментов и методологий.

В ситуации отсутствия творческой музы они помогут направить мысль по продуктивному маршруту, а в случае чрезмерного обилия отвлекающих идей - сосредоточиться на достижении желаемого результата.
Хотя иногда и встречается отношение к креативности как к проявлению чего-то дополнительного, развлекательного и легковесного, именно креативное мышление отвечает за такие важные показатели, как:
  1. Продуктивность - количество идей за единицу времени.
  2. Гибкость поиска - разнообразие алгоритмов нахождения идей.
  3. Оригинальность - разнообразие идей.
  4. Разработанность - способность продумать развитие идеи «в глубину».
Хорошая новость в управлении креативностью заключается в том, что на территорию поиска свежих решений мы заходим не с чистого листа. В богатом внутреннем мире личности хранится целая библиотека представлений, наблюдений, полученных целенаправленно, или фоновых знаний. Там же находятся и предпосылки для проявления идей. Но сомнения или недооценка могут мешать этим проявлениям. Равно как и нахождение легкой поверхностной идеи без управленческого подхода может помешать дойти до более значимого результата.
Фреймворк для поиска идеи проекта может выглядеть как точка пересечения четырёх векторов.
  1. Ваша экспертность, таланты, интересы.
  2. Наличие проблемы/задачи, требующей решения.
  3. Наличие существующих проектов: требующих доработки или уже успешных на других рынках или аналогов в других отраслях.
  4. Представление о развитии трендов, технологий, рынков.
Отталкиваясь от уже существующих на рынке проектов можно найти новые идеи, привнося различные версии инноваций:
  1. Производственные/процессные - поиск новых решений в процессе производства продукта.
  2. Организационные - поиск новых решений в организации управления проектом.
  3. Продуктовые - поиск новых для рынка продуктов.
  4. Маркетинговые - поиск новых способов продвижения продукта.
Такие решения могут находиться и без применения креативных методологий.
Но использование ключевых инструментов помогает приходить к более оригинальному результату.
ЭЛЕМЕНТЫ ТОС (ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМ)
Может использоваться на цифровой или аналоговой доске:
  1. Для разрешения существующих ограничений своего проекта.
  2. Для поиска идеи инновационного решения (в этом случае разбираются ключевые ограничения уже существующих успешных проектов).
Версии записываются на стикеры.
ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ
Самая эмпатичная креативная методология.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДОЛОГИИ «ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ»

КРЕАТИВНАЯ РАЗМИНКА ПО JTBD
Вторая версия заполнения фрейма.
ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРОВОКАЦИИ
Может использоваться на цифровой или аналоговой доске со стикерами:
  1. Для поиска дополнительных идей в поиске инновационного продукта.
  2. Для поиска дополнительных идей в различных аспектах построения инновационной бизнес-модели.
ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРОВОКАЦИИ
Версия фреймворка для заполнения карандашом.
ЭТАПЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА
После завершения лекции начинается семинар, посвящённый практическому знакомству с креативными методологиями.
Для эффективного поиска решений важно не только знать алгоритмы поиска идей, но и регулярно практиковаться в них.
Лучше всего для этого подойдёт время выполнения рутинных задач.
Для эффективного поиска решений важно не только знать алгоритмы поиска идей, но ещё и пополнять собственные информационные ресурсы: формировать базис профессиональных представлений и подбирать источники поступления свежей актуальной информации.
Главный секрет креативности заключается в природе ее непознаваемости.
Мы можем судить о некоторых правилах и закономерностях, опираясь на научные исследования, культурные артефакты и собственный опыт.
Но, возможно, именно творческая деятельность, оставаясь загадочным феноменом, открывает путь к познанию глубинных вопросов мироздания.
Дополнительные материалы
Список источников дополняется
Дизайн-Мышление: Глубокое исследование аудитории и создание прототипов решения

Jobs-to-be-done: Поиск истинной мотивации пользователя и создание востребованных продуктов

Латеральное мышление: Создание провокационных идей и концепций вместо привычных моделей мышления

CRAFT: Создание больших идей и новых форм с изменяющимся культурным и социальным контекстом

ТРИЗ: Совершенствование системы и решение противоречий
Made on
Tilda